В книгах всегда преломляется жизненный и профессиональный опыт, событийность и художественность, наблюдения, размышления, исследования. Надеюсь, что читатель найдет пользу для себя и тех, кто рядом с ним.
нажми на любую книгу, чтобы прочитать фрагмент/описание
жизни
Служить
В книгах всегда преломляется жизненный и профессиональный опыт, событийность и художественность, наблюдения, размышления, исследования.
Надеюсь, что читатель найдет пользу для себя и тех, кто рядом с ним.
нажми на любую книгу, чтобы прочитать фрагмент/описание
Надежда Антипова "Где полотна связующая нить. Ресурсные нарративы"
Введение
Книга посвящена всем матерям и всем детям, которые ждут и ищут друг друга. Многолетняя работа с людьми, которые пережили расставание, потери, горе в результате разных жизненных обстоятельств, легла в основу данной книги. Все случаи, представленные в виде писем, - это реальные истории людей, которые обращались ко мне за помощью в разные годы моей практической деятельности. Каждый из них получил это послание в письменной или устной форме, что помогло им восстановить утраченные связи, принять обстоятельства, ситуацию, событие, свою жизнь и жизнь другого человека, вернуться к активной жизнедеятельности. Трудная жизненная ситуация (смерть, насилие, инцест, отвержение, изгнание и др.) – это ситуация изменений, в первую очередь, привычного взаимодействия между членами семьи и рода, ситуация, обрывающая связи между матерью и ребенком, между человеком и жизнью. Одной из жизненно важных потребностей является потребность в связи матери и ребенка. Оборванные, утраченные связи приводят к депривации личности, одиночеству, девиантному и делинквентному поведению, ранней смертности. Одной из задач книги является восстановление утраченных связей.
Книга представляет собой полотно судеб, которое сплетено из писем матери к ребенку или ребенка к матери и метафорических зарисовок. Два образа архетипа Матери: Матери-Природы и Богородицы проходят через письма, отражая неразрывную связь земного и духовного, живого и мертвого и служат жизнеутверждающим началом. Представленные в книге письма являются ресурсными нарративами для читателя. Найдя свое письмо и свое послание, человек получает слова, которые не были сказаны, которые мог, но по каким-то причинам не сказал ему адресант, слова, которые он сам не сказал другому. Через мать или ребенка читатель получает также слова от других членов семьи, что позволяет принять их и ситуацию, а, возможно, и выстроить новое позитивное отношение или взаимодействие.
Рекомендую использовать истории психологу, психотерапевту, лицу, сопровождающему человека в трудных жизненных ситуациях, для побуждающих действий клиента, направленных на интеграцию субличностей, обретение целостности, уверенности в себе, на принятие эмоциональных переживаний, уникальности своего жизненного опыта. Прочтение письма (специалистом, клиентом, третьим лицом) может оказаться достаточным для проживания тех или иных эмоциональных состояний. Также человек может текст письма полностью или частично (с учетом своей жизненной истории) написать или проговорить тому, к кому возникнет потребность обратиться. Это не обязательно будет его мать или ребенок. Это может быть его бабушка, прадедушка, внучатая племянница, нерожденный брат или сестра и т.д. Есть еще с десяток типичных историй, которые не попали в книгу, так как не были в моей практике, и я сочла некорректным говорить о них. При написании книги, казалось бы, забытые истории возникали сами и каким-то невероятным образом размещались в определенном порядке. А также все шли и шли люди с новыми или похожими историями. Иногда мне кажется, что создание этой книги – это отдельная история, возникшая на перекрестке полотна жизни: моей, других людей и жизни в целом. Возможно, какие-то истории мной забылись, но я знаю, что они обязательно рано или поздно заявят о себе, потому что гимн жизни заложен в ней самой. Книга предназначена для широкого круга читателей, как специалистов в области психологии, психотерапии, лиц сопровождающих профессий, так и для людей без ограничения возраста, пола, социального статуса, состояния здоровья. С уважением к жизни и судьбе человека,
Фрагмент:
Здравствуй, мама! Сегодня ты была у меня в гостях. И видела, что все у меня хорошо. Что у меня есть девушка, есть друг. И что все чисто и красиво. Я старался, мама. И надел белую рубашку. Я хотел тебя порадовать. И хоть как-то смягчить твою боль. И ты улыбалась мне. Мама, я тебя очень люблю. Так случилось, что я не мог найти свое место в жизни. Вроде и все у меня было. Но сил почему-то не было. Как будто я был всегда безвольный какой-то, хотя внешне все было по-другому. Ты хотела мне добра. А я не мог тебе дать его. Мне было непонятно, как я живу и зачем живу. Наверное, я пришел к тебе без цели. Ветер подбрасывает зонтики одуванчика и несет их в разные стороны. То собирает их вместе, то разделяет. Одни гонит куда-то быстро-быстро, а другие опускает на землю. Так и я, как одуванчик, летел под ветром. Какой-то зонтик находит свое место и пускает корни, хоть однолетние. А мне так и не удалось прижаться к земле. А может, она сама не хотела меня принять. И этот полет был всегда со мной. Я летел очень долго, как будто облетал планеты, и очень быстро. Ты думала, что не успела меня удержать, что не смогла. Но это не так. Тебе было не дано помешать моему полету. Кто знает почему. Может, ты сама летящая. Пусть в мечтах. В своих мыслях. Ты цеплялась за жизнь всегда. Никто не знает почему. Да и не надо знать. И может, сейчас ты приземлилась наконец. Я даже вижу, как ты садишь огород, и в палисаднике твоего дома растут красивые цветы. Ты так всегда мечтала о своей земле, о цветах и доме. И у тебя совсем другая жизнь. Новая жизнь. Мама, так бывает, что мы проживаем много жизней в одной жизни. И наша с тобой жизнь – это одна из них. Я знаю, что она осталась в твоем сердце. И что в твоей новой жизни есть маленький уголок, где только мы с тобой. И когда ты грустишь, ты думаешь обо мне, о нас. И я иногда прихожу и глажу твои волосы. А иногда смотрю на тебя из окна. А бывает, зову, как и сегодня, в гости. Мамочка, в твоих глазах отражается река, в которой мы вместе купались. И отражается небо, глядя в которое мы загадывали с тобой желания, каждый свое. Ты часто смотришь в небо и ищешь там меня. А я так хочу, чтобы ты в своей новой жизни смотрела на цветы, любовалась ими и расцветала сама. Я знаю, что все наладится. Нужно время, чтобы зонтик одуванчика приземлился. В мире много миров. И лучший из них на земле. Я хочу, чтобы ты жила в нем долго и счастливо. Ведь в новой жизни все по-другому. И ты можешь это сделать – начать жить. Неважно, поменяешь ли ты фамилию, город, страну. Я всегда узнаю тебя. И ты узнаешь меня. В летящем облаке над твоим домом, в пролетающем осеннем листке. А однажды я прилечу вместе с ветром и скажу: «Можно Вас пригласить на танец». И ты засмеешься, и скажешь: «А давай!» И пустишься в пляс. И узнаешь меня. Ты сильная, моя мама. Ты должна быть такой. Чтобы построить дом и посадить сад. И чтобы в твоем доме поселились тепло и забота. Слышишь, ветер в трубе поет? Он ждет гостей. Он, как и я, хочет, чтобы в доме твоем было весело. Пора печь пироги. И идти в новую жизнь. Всегда люблю тебя, мама. Твой сын.
Одуванчик набрал полную грудь воздуха. - Какой удивительный мир, - сказал одуванчик. – Какой легкий и невесомый мир. Он едва касается земли, хоть и думает, что стоит на ней крепко. С каждым дыханием земли мир поднимается в воздух и устремляется к зорям. Одуванчик выдохнул. И полетел, полетел. Земля посмотрела на вышитый узор, достала белую тонкую нить, вдела ее в иглу. – Здесь будут одуванчики, - улыбнулась Земля. И разбросала по всему полотну едва заметные белые зонтики.
Узнать о наличии и приобрести
Надежда Антипова "Открой себя для яркой жизни Ресурсные практики на каждый день"
Введение
Книга вместила в себя авторские практики многолетней работы с детьми и взрослыми, печальными и счастливыми, уставшими от груза проблем и забот, стремящимися к новой жизни, жаждущими проживать каждый свой день ярко и осмысленно. Кинолента жизни каждого из нас имеет много серий, разнообразных кадров: тусклых, порой стертых, повторяющихся, застывших, насыщенных цветом и событиями. Какие-то из них человек хочет забыть, какие-то вырезать, а какие-то прожить еще раз. Упражнения, представленные в книги, позволяют каждому найти ресурс в своем и коллективном прошлом и настоящем, уверенно идти в будущее. Пространство природы и социума, человека и знака находится в непрерывном движении. Место, в котором в данное время находится человек, является ресурсным для начала движения. Поэтому целью при написании книги явилось стремление показать человеку возможности его индивидуальности, его опыта, места и времени, возможности, которые всегда находятся рядом. Взрослый и ребенок, проживший и мечтающий, найдет в книге практики для себя, чтобы сделать свою жизнь яркой и насыщенной. Каждый получит свое послание. В упражнениях используется единственное и множественное число, рассказ ведется от первого, второго и третьего лица.
Форма диалога позволяет читателю оказаться активным собеседником. Обращение на «ты» сближает читателя и автора, читатель также обращается к своему внутреннему «я» и легко передает полученную информацию другому. Рекомендации общего характера, в которых есть не прямое указание к действию, а также пояснения, которые могут вызвать травматичные переживания, оформлены во множественном числе: «мы», «все», «многие». Приведенные цитаты, стихи, песни являются частью упражнения. В книге под рядом практик есть ссылки на сайт, в котором практикующий найдет ряд аудио-, видеозаписей, репродукции картин и фотографии, позволяющие более качественно и в полном объеме выполнить задание. Все упражнения в книге доступны в выполнении для любого человека, экологичны и безопасны. Книга предназначена для широкого круга читателей, как специалистов в области психологии, психотерапии, лиц сопровождающих профессий, так и для людей без ограничения возраста, пола, социального статуса, состояния здоровья.
Фрагмент
Ландшафт твоей души
Если в твоей душе солнце, то не важно, какая погода за окном. Василий Васильев
Путешествие к своей душе — единственное, которое имеет значение. И идти туда ты должен один. Регина Бретт
Цель:
- обрести равновесие, - улучшить физическое, психическое, душевное самочувствие, - расширить представление о своих ощущениях, - научиться находить в любой душевный покой, - получать радость от жизни. Назначение: - депрессия, - снижение настроения, - недостаток энергии, - нарушение сна, - потеря жизненной активности.
Мир наполнен звуками, красками, запахами. И у каждого человека есть свой набор, который вдохновляет мечтать, действовать, вызывает приятные воспоминания и ассоциации. Чтобы воссоздать ландшафт своей души, мы должны вспомнить, какие цвета, звуки, запахи, тактильные, температурные, вкусовые ощущения нам нравятся. Порядок написания значения не имеет. Записывать можно на отдельные листы, чтобы их можно было разложить и сопоставить, а также пополнять. Запиши звуки, которые тебе нравятся. Это могут быть: звук родниковой воды, звон ведер деревенского колодца, утренние звуки пробуждающегося села, плеск волн о берег, хруст еловых веток.
Звуки должны быть представлять маленькую ожившую картину. Смело включай такие характеристики, как «медленно, торжественно, громко, незатейливо, причудливо» и другие. Они придадут окраску звуку. Так, у меня на сайте ты можешь найти необходимую музыку: шум дождя, звуки ручья, пения птиц, плеск волн.
Теперь запиши цвета, которые тебе нравятся. Например, цвет заходящего над морем солнца, блики солнечного зайчика на деревянном полу, цвет степных колокольчиков, цвет влажной черники и так далее. Включай насыщенные цвета, оттенки, полутона.
С запахами проведи аналогичную работу. Это может быть запах после дождя, запах цветущих яблонь и спелых груш, запах горящей свечи и тлеющего костра. Включай любые запахи, которые могут быть приятны тебе, но могут не восприниматься другим человеком. Позволь неожиданным и необычным запахам иметь место. Теперь подошла очередь вспомнить и записать тактильные и температурные ощущения. Шероховатость апельсина, нежность шелковой травы, прикосновения ласкового майского солнца, колючесть свежего сена, удары барабанящего дождя. Вспомни приятные вкусовые ощущения. Вкус спелой земляники, вкус парного молока, свежевыжатого морковного сока. Характеристики: кислый, сладкий, соленый, горький вкус тоже включай. Теперь наша задача научиться воссоздавать ландшафт своей души. Мы будем выбирать из списка то, что нам сейчас хотелось бы ощутить и будем внедрять в жизнь.
Ландшафт души
Первая картина. Можем выбрать из списка что-то одно. Например, ты сейчас выбираешь образ твоего ощущения, которое именно сегодня в данную пору года возможно получить. Или то ощущение, которое именно сейчас хочется воспроизвести. Теперь тебе надо расширить этот образ, это ощущение до целостной картины и воссоздать ее. Если есть возможность пойти или поехать на природу, приобрести тот или иной фрукт, цветок, это нужно сделать. Если нет такой возможности, надо найти музыкальную, видеозапись, открытку и некоторое время смотреть и слушать. Также можно помедитировать, представив себя в желаемой обстановке, наполненной запахом, например, мандарин. Попробуй удерживать эту картину, ощущая запах. Или переходить от одной картины к другой, позволяя им свободно сменять друг друга. Во втором случае эффект будет снижен, однако, и это может поднять настроение, вдохновить на действия.
Обрати внимание, что происходит с твоим телом, какие образы, мысли, чувства посещают тебя, что хочется делать. Обычно появляется прилив сил, умиротворение, спокойствие, даже если твое небольшое путешествие было стремительным в пространстве-времени. Вторая картина. Собираем в одной картине максимально приближенные разные ощущения, которые по мановению волшебной палочки воображения оживляют картину, и в ней появляется луч солнца на рассвете и кукарекающий петух, и звон ручки о колодце, и стремящийся ручей. Для этого мы и вспоминали много разных приятных ощущений. Представь, что ты появляешься в этой картине. Посмотри, что тебя окружает, какая местность. Какое место в пространстве, в сюжете ты занимаешь. Пусть тебя не удивляет изменение времени, это всего лишь маленькое путешествие. Соверши его. Получи сполна все необходимые ощущения. Третья картина. Находим в одном объекте/предмете все ощущения. Например, тебе нравится скошенная трава: цвет, запах, звук, прикосновения. Срочно собирайся на заготовку сена. Выдели неделю – другую и ты увидишь, как не только воспрянешь к новой жизни, как выйдешь из кризиса, преодолеешь боль потери, но и поправишь свое физическое здоровье. Ты наполнишь себя, свой организм приятными и полезными ощущениями, действиями. Наверняка будут новые встречи, события. Выполняя действия, занимаясь деятельностью, которые приносят нам удовольствия, мы не только наполняемся энергией, но начинаем находиться в гармонии с миром, правильно распределяя поступление и отдачу ее.
На заметку
1. Если это, например, зима, и никак не найти заготовки сена, но в твоем списке есть апельсин с его запахом, цветом, вкусом, звуком, купи кг 3-5 (можно и больше), рассыпь дома по комнате и впитай приятное для тебя. Необязательно его есть. Привнесенный нюанс в композицию твоего быта изменит границы твоего представления о себе, о возможностях. Неслучайно в праздники мы создаем атмосферу, дышащую нашими желаниями, мечтами. 2. Также смотри периодически приятные для тебя фильмы, посещай выставки, просто гуляй под дождем, снегопадом, ветром, шлепай по лужам, прикасайся к цветущим деревьям, вдыхай ароматы цветов, растущих на клумбах. Разрешай себе быть ребенком, наполняющим себя, открывающим мир.
Узнать о наличии и приобрести
Психологические особенности художественного сознания личности
Моногр. - Мн.: БГПУ, 2002. - 100 с. В монографии описывается феномен, типологические особенности и уровневая природа художественного сознания личности. Рассматриваются психолого-педагогические условия его формирования и развития. Предлагаемый диагностический инструментарий позволяет изучить особенности художественного сознания учащихся и студентов, занимающихся разными видами художественной деятельности. Адресуется преподавателям, аспирантам, всем, кто интересуется вопросами художественного сознания.
Узнать о наличии и приобрести
Арифметика одиночества.
Минск: ООО "Мджик Бук", 2007 - 100 с. В практическом пособии представлена экзистенциальная проблема одиночества, с которой сталкивается человек на протяжении своей жизни. Размышления, упражнения, рекомендации раскрывают возможности изменения сложной ситуации. Книга адресована психологам, педагогам, а также широкому кругу читателей.
Узнать о наличии и приобрести
Остановить время. 100 историй о жизни и любви.
Издательство "Спутник+", 2018. - 151 с. В книге представлены 100 историй о жизни и любви. Они позволяют читателю остановиться, заглянуть в свое сердце, открыть его для чувств, наполниться новыми переживаниями. Фрагменты событий дают возможность реконструировать свою собственную историю и встроить ее в ленту жизни.
Введение
Книга представляет собой истории, которые когда-то с кем-то произошли на жизненном пути и, может быть, стали определяющими для последующих событий. В предложенных рассказах нет начала и конца. Читатель может представить развитие сюжета во времени, найти нечто общее с какой-то своей историей, прожить чувства, события, возможно, давно забытые или волнующие в настоящем моменте жизни. Определенные синтаксические конструкции текста, повествование в разных лицах, художественные образы, - все эти и другие художественные и психологические приемы позволяют легко и безопасно путешествовать во времени, сохраняя свои ценности и принимая жизнь, как ценность. Каждый из нас способен описать в словах, в образах свою жизнь, наблюдая ее изнутри и со стороны. Неважно, будет ли жизненная история положена на бумагу. Она есть, она состоялась. Она уникальна и прекрасна, как жизнь и любовь.
С уважением к жизни и судьбе человека
Фрагмент
РЮМОЧКА
Ее звали Рюмочкой. Неприметная, тонкая. Ей нравилось ее имя. Но саму себя она презирала. За некрасивость. За обычность. За нерешительность. Сколько в ней ее? Она даже не рюмка, а всего лишь рюмочка. Грамм на 50. Пригубил и все. И вкуса нет, и жажда осталась. А он ушел, хоть и ремонт сделал. И полы с подогревом для одиночества, и плита, забывшая тяжесть булькающих кастрюль. И чай всегда в достатке – пить ведь некому. И даже кофе. И кофемолка, и сахарница. Все, как у людей. А он ушел. Вроде не навсегда. Все-таки ремонт был – ни ей, ни ему. А любовь. Да, вот картину подарил – «Осенний букет». А может, ремонт не тот: цвет спальни по фен-шуй не подходит. Подруга, знающая толк то ли в ремонтах, то ли в востоке, то ли в мужчинах в спальне, посоветовала бабочек, пусть и бумажных, впустить. Авось, вернется. Только авось и фен-шуй как-то не катят вместе. Не уживаются, хоть и двое детей. А она хозяйственная, экономная, как сберегательная книжка: все по капельке. Вот и босоножки купила. Каблук жуть высоченный и тонкий-тонкий. Рюмочка примерила босоножки: тонкое к тонкому. А он, видимо, грубый. Завернула их в пакет, спрятала его в сумочку, сунула ноги в видевшие грубый асфальт туфли. И побежала к подружке. Авось куда-нибудь выйдут. Все-таки та знала толк в бабочках.
Узнать о наличии и приобрести
"Когда учиться интересно"
Введение
Книга «Когда учиться интересно», представляющая собой справочное пособие, — это многолетний опыт работы автора в педагогике и психологии. Проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания, расположены в алфавитном порядке. Кратко раскрывается сущность их проявления в отношениях «педагог — учащийся». Авторские коррекционные и развивающие игры и упражнения включены в Мастерскую педагога и психолога. Мастерская дает возможность работать творчески взрослому и ребенку, использовать игры и упражнения для разного возраста, варьировать их в зависимости от решаемых задач. В основе предлагаемой психолого-педагогической работы находится использование метафоры. Метафора на уроке дает возможность выйти за рамки учебного предмета, пойти к предмету изучения от внутреннего мира личности, а следовательно, выполнить задание учащимся с разным уровнем успеваемости. Так как художественный образ есть модель, отражающая объект художественного освоения действительности, задачи, которые ставит перед собой человек и пути их осуществления, то посредством художественного образа происходит самораскрытие и саморазвитие личности. Развивая интерес к себе, миру, процессу познания, учащийся повышает интерес к учебному предмету, к учебной деятельности. Художественный образ широко используется в практической психологии, позволяя рассматривать вытесненные в бессознательное чувства, мысли, действия; давая возможность проектировать будущее, находить связи в настоящем; описывать свои ощущения и отношения. Использовать психологические методы и приемы в процессе становления и формирования личности может и педагог, и родитель. Включенные коррекционные и развивающие упражнения в содержание учебного занятия способствуют благоприятному психологическому климату в группе, установлению адекватных межличностных отношений, развитию творческого потенциала педагога и учащихся.
Фрагмент:
БАРЬЕР — препятствие, требующее преодоления. Данная проблема рассматривается в педагогической психологии, когда речь идет о барьерах педагогического общения (В.А.Кан-Калик). Однако существуют и другие барьеры, другие трудности, которые не всегда преодолеваются. Так, учащийся испытывающий страх перед ответом у доски, не верящий в собственные силы, не умеющий ставить цели и их достигать, сталкивается с непреодолимостью барьера. К препятствиям в учебно-воспитательном процессе можно отнести любые проблемы от организации и построения урока до личностного роста педагога, от первого до последнего дня пребывания в школе ученика. Мы же попытаемся рассмотреть несколько образов барьера.
Стена. Стена является препятствием в общении между педагогом и учеником, между учениками класса, родителем и ребенком, родителем и педагогом. «Мы не понимаем друг друга», «меня не понимают», «мы словно чужие», – говорит человек. И тогда надо разрушить непонимание, а, следовательно, найти способ установить отношения. Стена в отношениях может казаться пеленой, когда кто-нибудь из субъектов общения не замечает очевидного. И тогда взрослый или ребенок делает постоянно одни и те же ошибки. Можно рассматривать стену и как безысходность положения. Ученик боится быть наказанным, осужденным, осмеянным. Он боится совершить ошибку.
Груда. Неудовлетворенные потребности скапливаются, складируются, что в результате приводит к отчаянию, неуверенности, замкнутости или агрессивности. Запросы учащихся часто превышают возможности родителей и педагогов. Отсюда смесь капризов, погруженности в себя, поиск себе подобных.
Планка. Это постановка целей и взятие высоты. Требуется много волевых усилий, чтобы преодолеть лень, беспомощность, гордыню, развить способности, добиться достижений. Это те условия, которые могут быть созданы кем-то, те ориентиры, к которым стремится личность сама. К сожалению, опыт показывает, что не только дети, но и взрослые не только не умеют ставить перед собой задачи, но и вообще не догадываются, что это можно сделать. Результаты эмпирики показывают, что при высокой мотивации к успеху отсутствует мотивация достижений, то есть человек хочет быть успешным, признаваемым окружением, но при этом ему безразлично будут ли у него какие-нибудь результаты, достижения. А это приводит к потребительскому отношению. А на фоне детей, преуспевающих в каком-то виде деятельности, неуспешные учащиеся чувствуют себя обиженными, незаслуженно ущемленными.
МАСТЕР-КЛАСС
«Груда» Учащиеся записывают все свои потребности от маленьких до больших. После этого рисуют соответствующий каждой потребности камень, на нем делают надпись. Складывают из камней груду в любой комбинации. Производят анализ каждого камня, то есть рассуждают о своих желаниях. Далее классификация может идти по разным направлениям. Предлагается разложить «камни» на «близкие» и «дальние», «трудные» и «легкие», «зависящие только от меня» и «от других». Из отдельных груд камней (а это уже первый шаг в преодолении) выстраиваются сооружения, находятся способы соединения и разрушения. Важным является ответ на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы удовлетворить свою потребность, достичь желаемого?». Первоначально можно найти место камню, затем уменьшить или увеличить его в размерах. Целью упражнения является анализ своих потребностей и воз-можностей, временное и пространственное их распределение, определение шагов в самореализации.
«Планка» Учащимся надо представить, чтобы они делали, если бы на их пути встретилось препятствие в виде планки. Ответ может быть в свободной форме, а может представлять набор ответов: пролез бы под планкой, перешагнул, поднял планку, перепрыгнул, позвал на помощь. Дальше надо представить, что планка – это высота, которую я могу взять. А она состоит из целей, достижений. Учащимся объясняется, что это могут быть способности, умения, навыки, которые хотелось бы развить. Отдельное занятие может быть посвящено каким-то определенным способностям, например, коммуникативным. Каждый учащийся ставит планку, то есть отвечает, чего бы он хотел достичь в общении с другими людьми. При обсуждении педагог не дает оценочного суждения, то есть не говорит, что один поставил правильно цели, а другой ученик неправильно. Для педагога это будет диагностическим материалом, а учащиеся будут открыто участвовать, высказывать мнение, делать выводы, принимать во внимание взгляды других. Важно, чтобы были указаны сроки по реализации каждого прописанного пункта. Для этого можно перейти к следующему упражнению.
«Мои часы» Игра проходит в два этапа. Первый – это распределение времени по часам в течение дня, недели, месяца Его мы назовем «Куда уходит время». Учитель задает вопрос: «Что можно сделать за день? Неделю?». После ответов предлагается подсчитать время, которое тратится нами. Сначала всем классом, а потом индивидуально все подсчитывают, сколько часов в сутки идет на сон, еду, учебу, просмотр телевизора, дорогу в школу и обратно, рассматривание киосков, разговор с подружками. Далее игра переходит ко второму этапу, который назовем «В ногу со временем». Чтобы идти в ногу со временем, надо составить план реальных дел, которые необходимо распределить на месяц, на неделю, на дни, на конкретный день. Все договариваются о контроле. Например, сначала через день анализируют свои дела, затем через неделю. Цель – обучение планированию, умению распределять правильно главные и второстепенные дела в течение определенного времени, нести за них ответственность. Можно придумать систему поощрений (наград) за достижения. Это будет стимулом в преодолении препятствий. Также будет расти уверенность в собственных силах.
«Стена» Учащиеся должны выбрать то, что, по их мнению, является труднопреодолимым барьером, и изобразить это в виде стены. Далее идет поиск путей преодоления стены: разрушить, перелезть, сделать лаз, подкоп, пробить. Обязательно надо представить то, что находится за стеной и как с этим предметом, чувством, событием состоится встреча. Вариант – стеклянная стена. Здесь можно видеть человека с другой стороны, оценивать его жесты, мимику.
«Волшебная доска» Учащимся младшим классам говорится, что доска волшебная, а старшеклассникам предлагается представить это. Волшебство заключается в том, что доска поможет на балл (полбалла, возможны варианты) повысить отметку, дать возможность исправить отметку, взять помощь класса при затруднении. Цель – снятие страха перед ответом у доски, при выполнении задания на доске.
«Крепость» Учащиеся изображают крепость, укрепление (делают живую скульптуру, рисуют, вылепливают, изготавливают коллаж). При этом они обсуждают при построении, что они будут охранять, какие ценности. Также объясняют, кому будет разрешен вход и выход, каким образом будут вестись переговоры. Группа может делиться на части, каждая из которых имеет свои функции: одни охраняют, другие стремятся проникнуть через укрепление, взять крепость, третьи исполняют роль посредников. Можно предложить, что крепость принадлежит родителям, учителям, компании со двора и так далее. Нужно найти способы установить мир. Хорошо, если проигрываются все варианты: штурм, осада, переговоры. Цель – осмысление своих и чужих приоритетов, отработка коммуникативных умений.
«Шапка-невидимка» Учащимся предлагается «примерить» шапки-невидимки, которые могут быть сделаны из платков, шарфов, шапок, материи. Они имитируют шапку, чадру, вуаль, платок, паранджу и другие головные уборы, считающиеся в игре «шапкой-невидимкой». Далее все участники в хаотичном движении передвигаются по комнате, свободно общаясь друг с другом. Участник должен как можно с большим числом человек пообщаться: задать любые вопросы, ответить на вопрос, адресованный ему, просто улыбнуться или кивнуть головой. Так как никто не видит или делает вид, что не видит другого, то человеку проще задавать вопросы и отвечать на них, а, следовательно, каждый имеет возможность взять интервью. Цель упражнения – установление контакта, снятие напряжения при общении.